ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК


(физика + материаловедение)


Методическая разработка урока


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



   Межпредметные связи физики с материаловедением являются перспективными. Учащиеся имеют достаточную теоретическую подготовку, что дает возможность не просто опираться на уже известные знания, а заставить будущих рабочих самих применять ранее приобретенные знания в измененных ситуациях. В данной теме использованы следующие вопросы из физики: основные положения молекулярно-кинетической теории, кристаллы и аморфные тела, деформации, механические свойства твердых тел;
   Вопросы из материаловедения: физические и механические свойства строительных материалов.
   Урок проводится с целью повторения, обобщения и закрепления учебного материала.
   По ходу урока учащиеся отвечают на те проблемные вопросы, которые ставят перед ними преподаватели. В конце урока учащимися выполняются экспериментальные задания, в которых оценивается результат.
   Урок проводится преподавателями физики и материаловедения.

   Тема урока: Деформация. Механические свойства твердых тел.

   Цели урока:

   • исследовать прочность материала, применив знания о деформации, силе, напряжении, свойствах материалов;
   • предложить способы увеличения прочности материала, основываясь на теоретические знания по физике и материаловедению;
   • способствовать развитию логического и аналитического мышления, устной речи;
   • создать условия для развития познавательного интереса к физике и материаловедению;
   • воспитывать усидчивость, трудолюбие при выполнении практических заданий:
   • формировать позитивное отношение к учению.

   Тип урока: интегрированный урок (физика + материаловедение).

   Методы обучения: диалогический (стимулирующий преподавание частично-поисковый метод учения), работа в парах.
   Оборудование:
   • для учителя – укрупненный вариант опорного конспекта, плакаты «Архитектурные сооружения Санкт-Петербурга», прибор для демонстрации деформаций, поролоновая губка, резиновый шнур, лампочка, пружина, куриное яйцо;
   • для ученика – опорный конспект, пластилин, резиновый шнур, лист бумаги, деревянные бруски, задания, таблицы.

Технологическая карта урока


Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Организационный этап Приветствие. Отметить в журнале отсутствующих, о присутствующих гостях, настроить учащихся на продуктивную деятельность, проверить наличия учебных принадлежностей, выбрать помощников. Выдать бланки опорного конспекта. Объявить тему, цели урока. Приветствие педагога, командир группы объявляет отсутствующих, самоорганизация к уроку.В бланке опорного конспекта записывают тему урока
Мотивационный этап Читают стихотворение Внимательно слушают
Актуализация знаний учащихся Активизация познавательной деятельности учащихся. Преподаватель физики задает вопросы учащимся и сопровождает правильные ответы демонстрацией прибора, дает практические задания Отвечают на вопросы преподавателя, обсуждают ответы, наблюдают за действиями преподавателя, выполняют задания
Выдача заданий учащимся Учащимся выдают карточки-задания: установление соответствия, заполнение таблицы, задание на выбор материалов Самостоятельно выполняют задания. Сравнивают результаты выполненных заданий. Дают определения пластичных и упругих деформаций.
Практический этап Преподаватель выдает задание на практический этап. Учащиеся работают в парах. 1. Исследуют материалы на сжатие и растяжение
2. Исследуют материалы на прочность
3. Предлагают способы увеличения прочности материалов
Обобщение материала урока Преподаватель задает вопросы по опорному конспекту Работают по своим опорным конспектам и проводят самоконтроль
Домашнее задание Решить задачу с профессиональной направленностью Получают карточки- задания
Рефлексия урока Преподаватель раздает вопросы- анкеты Отвечают на вопросы
Оценка работы экспертной группой Проверка знаний по эталонам. Выставление отметок в журнал Слушают, делают выводы

Опорный конспект по теме «Деформация»



Карточка-задание 1


Из перечисленных свойств материалов выберите механические свойства


водостойкость
вязкость
гибкость
гигроскопичность
дисперсность
износостойкость
истираемость
кислотостойкость
морозостойкость
огнестойкость
пластичность
плотность
пористость
пустотность
прочность
твердость
теплопроводность
упругость
хрупкость
щелочестойкость

Заполните схему



Карточка-задание 2



   Соотнесите механические свойства материалов с их определением. Соответствие укажите стрелками.
Свойство Определение
Хрупкость Способность достаточно пластичного материала сохранять сплошность структуры при огибании вокруг стержня определенного диаметра
Твердость Свойство материала сопротивляться истирающим воздействиям
Гибкость Способность материала сопротивляться разрушению под действие внутренних напряжений, возникающих от нагрузок
Истираемость Свойство материала под действием нагрузки разрушаться без заметной пластической деформации
Прочность Свойство материала сопротивляться проникновению в него другого более твердого тела

Практическая работа


Исследование прочности материалов



   Цели работы: исследовать прочность материала, применив знания о деформации, силе, напряжении, свойствах материалов; предложить способы увеличения прочности конструкции, основываясь на теоретические знания по физике и материаловедению.

   Оборудование: два бруска, лист бумаги, нагрузка (карандаш, ручка или ластик).

   Задание 1. Возьмите 2 бруска (опоры), расположите их на небольшом расстоянии друг от друга. Положите на них лист бумаги. На лист бумаги поместите нагрузку. Внимательно посмотрите на конструкцию и ответьте на вопросы:

   1. Что произошло с листом бумаги?
   2. Какой вид деформации испытывает лист бумаги?

   Задание 2. Предложите несколько способов увеличения прочности конструкции под нагрузкой.

   Условие: Нельзя использовать дополнительное оборудование. Можно менять расстояние между брусками и форму листа.

   Вывод:

   Задание 3. Представьте свою конструкцию на обсуждение.
Домашнее задание: Домашнее задание:
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?
1. Почему при небрежном отношении к тетради уголки листов в ней загибаются, и им не удается вернуть прежней формы?
2. Каким деформациям подвергаются в основном следующие тела: трос подъемного крана, потолочная балка, дверной ключ, заклепка, шпатель?

Рефлексия:


Сегодняшний урок мне (понравился или не понравился)


Мне понравилось назвать, что именно


Пригодятся ли эти знания в вашей профессиональной деятельности?



Используются технологии uCoz


Используются технологии uCoz