ИЗГОТОВЛЕНИЕ УБОРОЧНОГО ИНВЕНТАРЯ


Методическая разработка урока по производственному обучению


Урок производственного обучения. Профессия «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ». Методическая разработка.


Автор и составитель мастер производственного обучения Красавин О.А., - Братск ОГОУ НПО ПУ № 27, 2008, - 10 с.: ил.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



   Важным моментом в организации учебного занятия по производственному обучению в УНПО является вводный инструктаж.
   Он проводится, как правило, в начале урока.

   При проведении вводного инструктажа необходимо руководствоваться следующей типовой его структурой:
   - сообщение темы и цели урока;
    - проверка знаний учащихся по материалу, изученному на уроках теории, а также на предыдущих уроках производственного обучения, с материалом данного урока;
    - объяснение характера и назначения предстоящей на уроке работы, порядка выполнения упражнений или самостоятельной работы учащихся;
   - разбор чертежей и схем, технических требований, предстоящих учебно-производственных работ;
   -ознакомление учащихся с материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, которые будут применяться на уроке;
    - объяснение и показ наиболее рациональных приемов, способов и последовательности выполнения задания, способов контроля качества работы;
    - рассмотрение типичных ошибок, способов их предупреждения и устранения;
   - объяснение и показ способов рациональной организации рабочих мест при выполнении задания;
   - рассмотрение правил охраны труда;
   - закрепление и проверка усвоения учащимися материала вводного инструктажа, дополнительные повторные пояснения и показ приемов и способов работ;
   - выдача заданий, распределение учащихся по рабочим местам.

   Тему урока мастер обычно объявляет устно и записывает на доске. Очень важно правильно раскрыть учащимся цель урока, т.е. дать им целевую установку на урок. Сообщить учащимся, что они должны сделать, разъяснить, чему должны научиться, а также воспитательную и развивающую цель урока.

   Увязка материала предстоящего урока со знаниями и производственным опытом учащихся – основа для сознательного выполнения обучающимися упражнений и самостоятельной работы.

   Цель опроса учащихся – обеспечить применение знаний на практике и увязать теорию с практикой. При формулировке вопроса следует иметь в виду, что наиболее целесообразно ставить такие вопросы, для ответа на которые необходимо не только припоминание, Но и активное мышление учащихся. Такие «продуктивные» вопросы обычно начинаются словами: «почему», «объясните», «сравните», «сделайте заключение» и т.д.

   Основу вводного инструктажа составляют объяснение и показ приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий при изучении операций и разбор технологической последовательности и способов выполнения предстоящей работы. Главная задача мастера – заложить в сознании учащихся прочную основу для успешного выполнения предстоящих упражнений и самостоятельной работы. Мастер всегда должен иметь в виду, что все изучаемые приемы, операции, способы работы, правила организации труда для учащихся – новое незнакомое трудное дело. Готовясь к показу трудовых приемов и способов, важно правильно отобрать, что демонстрировать учащимся. Показывать следует только те приемы и способы работы, которые для учащихся на данном уроке являются новыми. Ранее изученные приемы и способы, которые будут применяться в процессе упражнений, показывать нет необходимости, нужно только убедиться, что учащиеся умеют их выполнять.

   Значительно облегчается показ и его усвоение учащимися, если у мастера на рабочем месте имеется инструкционная карта.

   Важный структурный элемент вводного инструктажа – закрепление и проверка усвоения учащимися учебного материала – осуществляется обычно в форме опроса учащихся. Однако это уже не тот опрос, который проводился в начале инструктажа, - сугубо прикладной практический характер.

   И, только убедившись, что большинство учащихся смогут достаточно успешно начать работу, можно давать разрешение приступать к работе на рабочих местах. Если нет такой уверенности, мастер обязан еще раз объяснить и показать, пока цель вводного инструктажа не будет достигнута.

   Упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером – основная часть урока производственного обучения.

   Основная цель производственного обучения – формирование у учащихся умений и навыков – реализуется после вводного инструктажа, когда учащиеся на своих рабочих местах выполняют учебно-производственные задания, т.е. упражняются в отработке умений и навыков. Обучающая деятельность мастера на основном этапе урока осуществляется путем текущего инструктирования учащихся. Основная дидактическая цель текущего инструктирования – добиться, чтобы учащиеся выполняли учебно-производственные задания с наименьшим количеством ошибок и недостатков.

   Начинающим мастерам поможет перечень общих типичных ошибок, недостатков и затруднений учащихся, которые наиболее часто встречаются при выполнении упражнений, особенно на начальных этапах:
   - неправильное выполнение трудовых приемов и способов, показанных мастером;
   - нерациональная рабочая поза учащихся при выполнении работы;
   - неумение учащимися объяснить сущность применяемых приемов и способов труда;
   - затруднение в применении теоретических знаний при выполнении учебно-производственных работ;
   - невнимательное отношение к выполнению требований учебной и технической документации;
   - нарушение технологии выполнения работ, рекомендованной мастером или изложенной технологической картой;
   - неправильный выбор рабочих и контрольно-измерительных инструментов в зависимости от характера, содержания и особенности выполнения работы;
   - неумение пользоваться справочными материалами;
   - недостаточно полное использование технических возможностей оборудования;
   - работа вручную при наличии приспособлений и средств механизации;
   - несоблюдение технических требований к качеству работы;
   - небрежная отделка деталей, изделий, «грязная работа»;
   - нерациональное использование рабочего времени, невыполнение нормы времени;
   - неумение определить причины и способы предупреждения ошибок и нарушение технических требований;
   - неправильная организация труда и рабочего времени;
   - невыполнение правил охраны труда.


ПЛАН УРОКА



   Профессия: «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»

   Тема урока: Изготовления уборочного инвентаря (швабры)

   Цель урока:
   1. Изготовить швабру согласно инструкционно-технологической карты
   2. Создать условия для развития логического мышления и воображения
   3. Создать условия для воспитания аккуратности при выполнении работ

   Учебно-производственные работы:
   * Изготовить швабру.

   Учебно-материальное оснащение:
   1. Материал: древесина, гвозди.
   2. Инструменты: карандаш, угольник, наждачная бумага, рубанок, сверло, рулетка.
   3. Оборудование: сверлильный станок.
   4. Инструкционно-технологическая карта.
   5. Образец готовой швабры.

   Ход урока:
   I. Организационная часть – 5 мин.
   Проверить готовность учащихся к занятию, наличие рабочей формы.

   II. Вводный инструктаж – 35 мин.
   1) Сообщение темы и цели урока.
   2) Проверка знаний учащихся:
     - Из каких пород древесины прочнее изготовить швабру?
     - Какие способы соединения можно применить для соединения частей швабры?
     - Какие дефекты не допускаются?
     - Почему, необходимо соблюдать правила ТБ в учебных мастерских?
     - К чему могут привести нарушения трудовой дисциплины?
     - Кто несет ответственность за нарушения трудовой дисциплины?
   3) Инструктирование учащихся по материалу урока:
     - подготовка рабочего места к выполнению работ
     - объяснение последовательности изготовления швабры
     - правила ТБ
     - типичные ошибки при выполнении работ.
   4) Закрепление материала вводного инструктажа:
   Почему необходимо соблюдать определенную последовательность при выполнении операций изготовления швабры?
   В каких изделиях применяется данный вид сборки?
   III. Упражнения учащихся, текущий инструктаж – 5 час.
   1. Упражнения выполняются согласно последовательности в инструкционно-технологической карте и чертежей .
   2. Обход рабочих мест учащихся:
     -проверить рабочие места учащихся;
     -проверить правильность выполнения приемов операции;
     -проверить качество выполнения работ;
     -проследить за соблюдением правил ТБ и трудовой дисциплины.
   3. Приемка и оценка выполнения работ.
   4. Уборка рабочих мест.
   IV. Анализ качества выполненных работ, заключительный инструктаж -- 20 мин.
     -сообщить учащимся оценок за качество выполненных работ;
     -обобщение и систематизация материала урока;
     -разъяснение темы и цели следующего урока п/о

     Задание на дом: Повторить материал по теме «Пиление, строгание древесины»

Инструкционно-технологическая карта на изготовление уборочного инвентаря (швабры)


Наименование операции
Оборудование,инструментыи приспособления Технологические пояснения
- 1. Изготовление перекладины -
Разметка под скосы Карандаш, угольник Сделать разметку под скосы на бруске сечением 40х45х380мм и отметить по середине бруска центр для отверстия.
Строгание перекладины Рубанок, дрель, сверло Сострогать скосы и засверлить отверстие диаметром 25мм
Шлифование заготовки Шлифовальная шкурка №14 Прошлифовать заготовку со всех сторон
- 2. Изготовление черенка -
Строгание черенка Рубанок Брусок сечением 30х30мм прострогать до диаметра 28мм
Шлифование черенка Шлифовальная шкурка №14 Прошлифовать брусок наждачной бумагой
- 3. Сборка швабры -
Подгонка деталей рубанок Подгонка черенка под отверстие в перекладине (с небольшим конусом)
Закрепление соединения Гвоздь, молоток Забить гвоздь в перекладину для полного скрепления

Используются технологии uCoz


Используются технологии uCoz